Введение:

Учебником сказкотерапии является книга Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой «Путь к волшебству».

…Закройте глаза и постарайтесь почувствовать, что означают для вас слова «Сказки…», «Волшебство…». Какие они вызвали у вас чувства? (страха, неуверенности, спокойствия, удивления, радости).Что же такое сказка? Кто-то скажет, что сказка — это зашифрованный в форме метафоры жизненный опыт многих предшествующих поколений, другие определяют сказку как проекцию нашей бессознательной жизни, а романтики назовут сказку мечтою о прекрасном. Многие в пожеланиях себе и другому говорят: «чтобы все было, как в сказке».

А сейчас сядьте поудобнее и послушайте одну из историй сказочной страны о том, как появились сказки.

Чтение сказки: «О том, как появились сказки».

Может быть так, а может быть иначе появились первые сказки, но интерес людей к сказкам и волшебству не угас. Мечты наших предков о «Ковре-самолете» стали реальностью с появлением самолетов и ракет. Но несмотря на технический прогресс, который «делает сказку былью» люди тянутся к волшебству.

Вы, наверно, замечали, что стоит только обычный предмет назвать «волшебным», то он приобретает для нашего восприятия другое значение. Бессознательно мы начинаем относиться к нему, если не с восторгом, то с уважением. Многие педагоги замечали, что стоит только ручку или карандаш назвать «волшебным», рассказать про них маленькую сказочную историю, как у ребенка появляется интерес в глазах и желание воспользоваться этим предметом. Часто для того, чтобы ребенок выпил лекарство, врачи и родители его называют «волшебным» и «выздоровительным».

По-видимому, само слово «волшебный» обладает особой мотивирующей семантикой. «Веди обычную жизнь необычным способом» — советует древняя мудрость. Наделяя обычные предметы волшебными свойствами, активизируя свое воображение, мы действительно начинаем совершать обычные действия необычным способом. А это значит, что мы начинаем ТВОРИТЬ, становимся самыми настоящими Волшебниками. Бытует мнение, что чудес не бывает. Конечно, чудеса бывают, но не всегда. Однако вера в них живет в нашей душе, как ее потенциальная способность. Поэтому очень важно создать такие условия для психологической и педагогической работы, в которых эта способность проявляется, усиливается и помогает человеку преодолевать то, что тормозит его развитие.

Сказкотерапия — это и терапия Средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявляться потенциальные части личности.

В сказках нет прямых нравоучений, как например в баснях. «Сказка ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок». Всем известно, что когда на нас кто-то психологически «давит», диктуя: «Делай именно так, а не иначе», в душе (особенно детской или подростковой) рождается протест и желание сделать все наоборот. В сказке никто не учит ребенка «жить правильно». События сказочной истории естественно и логично вытекают одно из другого. Таким образом, ребенок воспринимает и усваивает причинно-следственные связи, закономерности, существующие в этом мире.