«При общем согласии можно и глину в золото превратить».                                                                                                   Древняя пословица

Работа дошкольного учреждения держится на трех китах: т. е. основных составляющих — педагог, родители, ребенок. Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников — это взаимная, ответственная деятельность взрослых участников воспитательно — образовательного процесса. Поэтому большое внимание в ДОУ уделяется работе с родителями. Именно в семье происходит первичная социализация, формируется первичное мировоззрение ребенка. Очень важно, чтобы родители это понимали и принимали непосредственное в образовательном процессе, а при необходимости не боялись обращаться за квалифицированной помощью в освоении способов построения детско-родительских отношений.

Основной целью взаимодействия педагогов дошкольного учреждения с семьей является создание единого пространства или алгоритма (триады) «родители — дети — педагоги».

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

— создание условия для участия родителей в жизни ребенка в детском саду;

— установление партнерских, доверительных, уважительных отношений между педагогами и родителями;

— оказание психолого-педагогической поддержки родителям в воспитании ребенка и повышении компетентности в вопросах развития и воспитания, охраны и укрепления здоровья детей;

— непрерывное повышение компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьей воспитанников.  

Родительская активность, как и любое качество личности, имеет индивидуальный срок развития. Чем быстрее педагог заинтересует родителей, тем быстрее он приобретет помощников и единомышленников. В зависимости от поставленных задач используем разнообразные формы работы с родителями.

Наряду с традиционными (cобрания, конференции, беседы, консультации, папки передвижки, дни открытых дверей и др.) используем нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых — обогатить их педагогическими знаниями.

В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм. Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т.В.Кротова. Автором выделяются следующие нетрадиционные формы: Информационно-аналитические, наглядно-информационные, досуговые, познавательные.

Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда относятся опрос, тесты, анкетирование, «почтовый ящик», куда родители могут помещать волнующие их вопросы.

Наглядно-информационные формы в нетрадиционном звучании позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания. Наиболее эффективными формами вовлечения родителей в образовательный процесс, процесс социализации и формировании личности ребенка является:

— Использование видеозаписей наблюдений деятельности ребенка. В течение года ведется видеозапись образовательной деятельности.  Просмотр видеороликов, фотографий, презентаций, выставки детских работ. Используя мультимедийные средства, педагоги могут показать несколько фрагментов занятий с детьми, организации режимных моментов в ДОУ и таким образом сочетать разные формы взаимодействия. Это позволяет отследить достижения ребенка, рост его познавательной активности и самооценки, формирование смелости в высказывании своего мнения, рассуждениях.

— Информационные стенгазеты. Где с помощью фотосъемки представлены интересные моменты жизнедеятельности ребенка в детском саду. Здесь так же используются рубрики «Дети говорят», «Мы рассуждаем», «Интервью».., в которых раскрывается рассуждения детей о жизненных ситуациях, высказываются личностные отношения к тому или иному явлению, предмету, поступку и т. д.

Досуговые формы – совместные досуги, праздники, выставки – призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволят создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения. К досуговым формам относятся календарные праздники: встреча Нового года, масленица, 23 февраля, День Космонавтики и др.

Супер-шоу «Мама года» где с каждой группы были выбраны творческие, активные мамы, которые соревновались между собой в различных конкурсах, они подготовили визитку группы, мастер-класс, приготовили блюдо, продемонстрировали и защитили костюм, который сшили своими руками.           «Минута Славы» — творческий конкурс, где вместе с детьми родители показали свои таланты в разных жанрах. Они пели, танцевали, показывали фокусы и др, таким образом раскрыли мир своих увлечений.

 Совместно с семьями воспитанников ежегодно мы организуем совместные походы в   лес, где все вместе дети могут посидеть у костра, испечь картошку, поиграть в разные игры. Вместе с родителями посещали каток, катались на лыжах, родители оказывают помощь в экскурсиях в краеведческий музей, этнокультурный, центр.

Организовали поездки в Пермь, где посетили конфетную фабрику, а также   Аквапарк г. Казань, возложили цветы на памятник неизвестному солдату в г. Ижевске и посетили один из крупнейших зоопарков — Ижевский зоопарк.

Познавательные формы. Повышение психолого-педагогической культуры родителей. Их суть – ознакомление родителей с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, формирование практических навыков воспитания детей. Стало доброй традицией проводить их в форме семейных гостиных, круглых столов.

Семинары – практикумы, где выступают воспитатели, родители, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. 

В семинаре-практикуме «Речевое развитие детей» было подготовлено небольшое теоретическое сообщение, затем вместе с родителями были проиграны игры, в которые дети играют в детском саду, а также в которые можно поиграть с детьми дома. Было предложено продумать, какие стороны речевого развития отрабатываются в данных играх. Вспомнить игры, в которые сами играли в детстве и которым они можно обучить своих детей, их ценность с точки зрения развития речи.

 В детском саду был проведен семинар — практикум для родителей «Сохранение семейных традиций», где родители:

—  рассказали о своих семьях, традициях, увлечениях, коллекциях,

— получили практические советы по составлению генеалогического древа, семейного герба;

— узнали, как лучше провести праздники для детей, в какие коми-пермяцкие игры поиграть в кругу семьи.

Активно используем в своей работе детско-родительские проекты, что представляет собой интересную современную форму работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых создана не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, родители сплотились между собой, готовясь к мероприятиям, что послужило раскрытию творческих способностей детей и взрослых.

В рамках семейных проектов были реализованы такие проекты, как: «Сельское хозяйство», где ребята смогли познакомиться с профессиями наших родителей, которые трудятся на селе, посетили ферму и гараж СПК «Россия». Там они увидели разнообразную технику, которая значительно упрощает труд человека, и решили сконструировать для игр макет «Сельское хозяйство». С этим макетом ребята выступили на муниципальном и краевом конкурсе «ИКаРенок».

«Коми-пермяцкая кухня», «В гостях у сказки», «Быт коми пермяков», «Мои питомцы», «Одежда коми- пермяков», «Бабушка рядышком с дедушкой», «Генеалогическое древо семьи», «Сохраните семейный альбом», «Они сражались за Родину», «Герб моей семьи»

Организованы мини – выставки, семейных коллекций и реликвий:

 «Колокольчики», «Артисты театра и кино», «Значки», «Игрушки детства моих родителей», «Новогодние игрушки моей семьи. Прошлое и настоящее»,

  «Старинные часы».

Мастер – классы, на которых родители демонстрируют свои достижения, умения в области воспитания детей.  

В заключении хочется сказать, семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом, они создают те условия, которые нужны для вхождения маленького человека в большой мир.

Взаимоотношения родителей и ДОУ редко возникают сразу. Это очень длительный процесс. Хочется верить, что нам это удастся, и мы не останавливаемся на достигнутом, ищем новые пути и сохраняем наработанное.

Ведь у нас одна цель — воспитание будущих созидателей жизни.

Верю, что мои, наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких и родных.

Литература:

1. Беляев, В. И. Избранное. Сборник научных трудов / В. И. Беляев. — М.: «Ваш полиграфический партнер», 2010–430 с.

2. Доронова, Т. Н. Соловьева, Е. В. Жичкина, А. Е. Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского развития. Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений — М., 2001.- 125с.

3. Муляр Н. В., Черниговских Е. В., Кубышкина Н. Д. Инновационные формы работы с родителями в соответствии с ФГОС.

4. Осипова, Л. Е. Работа детского сада с семьей. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 72с.;

5. Петрущенко Н.А., Зенченко Н.Е.  Детский сад и семья – взаимодействие и сотрудничество. /Воспитатель ДОУ, 2009, №9.

6. Трошина С.Н. Нетрадиционные формы общения педагогов с родителями. / Воспитатель ДОУ, 2010, №8.