Игровые упражнения

Игровое упражнение «В зимней столовой»

Цель. Закрепить знания детей о зимующих птицах и их названия. Развивать умение подражать их повадкам.

Материал. Силуэты птиц, ветка на подставке, кормушка.

Описание:  Воспитатель закрепляет силуэт птицы на ветке, обращает внимание детей на то, какая птица прилетела к кормушке. Предлагает назвать ее и показать, как она кри чит. Дети называют птиц, подражают их звукам, изображают, как они летают, прыгают.

Игровое упражнение «Какая это птица»

Цель. Закрепить знания детей о том, какие звуки издают птицы, учить четко произносить звук «Р».

 Материал. Красочные изображения птиц.

Описание: Воспитатель, подражая крику какой-либо птицы, спрашивает у детей, кто так кричит. Дети, угадывая, выбирают соответствующую картинку и выставляют ее на панно. Например:

—   Кто  кричит  «кар-кар»?   Подойди,   Оля,  покажи  эту птицу.

—   Все покричим, как ворона.

—   Кто кричит «чирик-чирик»?

—   Покричим, как воробей.

Игровое упражнение «Птички»

Цель. Упражнять детей в умении согласовывать свои слова и действия, активизировать речь детей.

Описание: Воспитатель рассказывает стихотворение:

Летели две птички,

 Собой невелички.

Как они летели,

 Все люди глядели.

 Как они садились —

 Все люди дивились.

Воспитатель предлагает двум детям сыграть роль птичек. Все садятся на стулья и слушают слова потешки, которую читает воспитатель, а выбранные «птички» имитируют движения настоящих птиц.

Затем выбираются новые птички, и упражнение повторяется снова.

Игровое упражнение «Кто зимовал, кто прилетит?

Цель: Учить детей классифицировать птиц на зимующих и перелётных. Активизировать речь детей.

Материал: иллюстрации с перелётными и зимующими птицами.

Описание: Дети разделяются на две группы, одни отбирают картинки с перелётными птицами, другие – с зимующими. После игры на панно помещается модель перелётных птиц.

Дидактическая игра «Не сорока, не ворона»

Цель: Учить детей узнавать разных птиц на картинках.  Способствовать развитию внимания и сообразительности. Доставить детям удовольствие живой игрой.

Материал: картинки с изображением птиц.

Содержание игры: Детей делят на две команды. Воспитатель заранее заготавливает карточки с изображениями птиц, которых показывали детям на прогулке, занятиях. Например, для первой команды: снегирь, аист, удод, воробей, пингвин, чайка,  зяблик, сорока; а для другой — голубь, дятел, сова, кукушка, страус, синица, глухарь,  ворона.       

Каждая команда выбирает ведущего, который быстро  подходит к любому игроку команды-соперницы, показывает картинку и говорит: «Не сорока, не ворона и не чайка. А какая это птица? Отгадай-ка».  Ответ: «Не сорока, не ворона, а снегирь». Назвал птицу – очко,  не назвал — проси помощи у команды: возьми за руку того, кто ответит за тебя. Если товарищ ответил, команда получает  полочка, нет — полочка сгорает. Для другой команды слова иные« не ворона, не синица. Так скажи, как зовется эта птица?»

Советы педагогу: карточки должны находиться в предложенном  порядке.

Словесная игра: «Прилетели птицы»

Воспитатель называет птиц, но допускает ошибки. Дети должны заметить ошибку и отреагировать хлопками, топаньем и т.п.        

Прилетели птицы:

голуби, синицы, мухи и стрижи…

 голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны…

 голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки.,,

голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки,

даже совки, плюшки, лебеди, скворцы… Все вы молодцы!

Словесная игра: «На птичьем дворе

Цель: закрепить знания детей о том, как кричат  домашние животные, развивать правильное звукопроизношение

Игровое правило: все громко хором произносят звуки, подражая птицам, после слов «с утра», «посреди двора», «вверху»

Игровое действие: звукоподражание.

ХОД ИГРЫ                                       „.

Воспитатель предлагает детям вспомнить, как кричат гуси, куры, утки. Дети хором произносят: «кря-кря-кря», «га-га-га», «ко-ко-ко» и др.

Воспитатель говорит:

— Вот хорошо вы всё вспомнили, как по – разному кричат домашние птицы. А как воркует голубь? Как кричит петух с утра? И т. д. )

 Игра «Кто как выглядит»

Цель: закреплять в речи детей, названия частей тела птицы.

Игровое правило: Педагог называет птицу. Один из детей описывает внешний вид птицы, не видя ее изображения. Одновременно остальным детям показывают картинку и они проверяют правильность ответа.

Игровое действие: Образец речи детей: «У петуха маленькая головка с красным гребешком и красной бородкой, чёрными глазками, острым клювом. У петуха есть крылья, с помощью которых он может взлететь на забор, его ноги украшают шпоры. А ещё у петуха есть красивый пёстрый хвост, тело петуха покрыто разноцветными (или белыми) перьями».

Игра «Домашние и дикие».

Цель: учить детей классифицировать птиц на домашних и диких.

Игровое действие: Игровое поле представляет собой круг, разделённый на две части: с одной стороны изображён дом человека, с другой — лес, условно обозначающие домашних и диких птиц. Раскручивается волчок. Если стрелка указывает на дом человека, ребёнок называет какую-либо домашнюю птицу, если на лес — дикую

 Игра «Чем питаются птицы».

Цель: учить детей называть, чем питаются птицы.

Игровое действие: Педагог объявляет, что открылась столовая для птиц, и выставляет у доски большие кар тинки с изображением пищи птиц. Дети в шапочках-обручах из бумаги, на которые прикреплены картинки с изображением различных птиц, подходят к доске и выбирают для себя пищу. Образец речи детей: «Я сова, я ем мышей. Я курица, я клюю зёрна». И т.д.

Игра «Птенчики».

Цель: Учить детей правильно называть взрослых птиц и их птенцов.

 Игровое действие: Используются шапочки из предыдущей игры. Дети делятся на две группы — одни изображают взрослых птиц, другие птенцов. Дети движутся по игровой комнате. По сигналу педагога они объединяются в пары.

 Образец речи детей: «Я утка, вот мой птенец. Я утёнок, вот моя мама».

Игра «Чей голос?».

Цель: закреплять умение детей звукоподражать птицам.

Игровое действие: Дети делятся на пары. Первый ребёнок изображает голос какой-либо птицы, второй угадывает, что это за птица.

Образец речи детей: 1-й ребёнок: «Чирик-чирик»,

 2-й ребёнок: «Это чирикает воробей».

Игра «Самый главный»

Цель: дать детям знания о том, какую пользу приносят различные птицы.

Игровое действие: Образец речи детей: «Я курица, я даю людям мясо и яйца — я самая главная», «Я сова, я санитар леса — я самая главная», «Я соловей — я радую людей своим пением. Я самый главный». И т.д.

Игра «Летает, не летает»

Цель: развивать у детей слуховое внимание, воспитывать выдержку.

Игровое правило: поднимать руку надо только в том случае, когда будет назван летающий предмет.

Игровые действия: похлопывание по коленям, поднимание руки, обыгрывание фантов.

Ход игры: Дети садятся полукругом, руки кладут на колени.

Воспитатель объясняет правила игры: Я буду называть предметы опрашивать: «Летает?», например, «Голубь летает? Самолёт летает?» если я назову предмет — который, в самом деле, летает, вы поднимаете руки. Если я назову нелетающий предмет, руки поднимать не следует. Вам нужно быть внимательными, потому что я буду поднимать руки и тогда, когда предмет летает, и тогда, когда он не летает. Кто ошибется, заплатит фант.

Похлопывая по коленям, воспитатель и дети говорят; «Поехали-поехали», затем воспитатель начинает игру «Галка летает?» — и поднимает руки.

Дети отвечают: «Летает». И тоже поднимают руки. «Дом летает?» — спрашивает воспитатель и поднимает руки. Дети молчат.

У многих ребят в начале игры руки непроизвольно, в силу подражания, поднимаются каждый раз. Но в том и заключается смысл игры, чтобы своевременно удержаться и не поднять руки, когда назван нелетающий предмет. Кто не удержался, платит фант, который в конце игры выкупается.

Дидактическая игра: «Что за птица»

Цель: учить детей описывать птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их.

Игровые правила: Описать прилетевшую птицу нужно не только словом, но и имитацией ее движений. Кто правильно назвал птицу, тот становится водящим.

Игровые действия: Имитация движений разных птиц, отгадывание, о какой птице рассказывается. Выбор водящего считалочкой.

Ход игры:

Эта игра требует большой продолжительной подготовки. Дети наблюдают за птицами, обращают внимание на их особые приметы (например, на величину и длину клюва, ног, цвет перьев, на то, где эта птица живет, что она ест, как кричит или поет), по которым можно узнать, что это за птица.

Игра начинается с назначения водящего, который загадывает, что за птица прилетела. Свои загадки он произносит нараспев, а все остальные хором повторяют определенные слова. Вот, например как в такой игре водящий описывает журавля.

 Водящий:   Есть у меня птица

                     Вот такая, вот такая! (показывает руками, какой величины у него птица)

 Все играющие говорят:      

                      Летит, летит птица,

                      К нам летит!

 Водящий:    Крылья у птицы

              Вот такие, вот такие! И показывает, широко раскинув руки, какие большие крылья у птицы.

Все играющие говорят:  Летит, летит птица,

                                          К нам летит!

 Водящий:   Клюв у этой птицы

                     Вот такой, вот такой!

Но водящий еще не уверен, что играющие узнали птицу. Он говорит, где живет птица, чем питается и т.д., и заканчивает вопросом: «Что это за птица к нам прилетела?» На вопрос отвечают не все дети, кто-нибудь один (на кого укажет водящий). Если ребенок ответил правильно, дети говорят: «Вот какая птица к нам прилетела!» Тот, кто отгадал, становится водящим и дает описание птицы, водящий ему говорит: «Не такая птица к нам прилетела». Затем он обращается к: другому играющему и повторяет вопрос. Названный водящим может отгадывать только один раз.

Новый водящий описывает другую птицу, у которой есть особые приметы, например орла, попугая, дятла, ворону; петуха, гуся.

Дидактическое упражнение: «Лесные песни»

Цель: Способствовать развитию творческой активности, умение мыслить, анализировать, сопоставлять.

«Подскажи словечко»                                

Голубь – (воркует).

Кукушка – (кукует).

Утка – (крякает).

Гусь – (гогочет).

Соловей (свищет).

Филин – (ухает).

Журавль – (курлычет).

Сорока – (стрекочет).

Ворон – (каркает).

Воробей – (чирикает).

Синица – (пищит).

Словесные упражнения

Ответь на вопросы

•   Какие птицы зимуют в наших краях?

(Ворона, воробей, сорока, дятел, клест, сова.)

•   Какие птицы прилетают к нам с севера?

(Снегирь, свиристель.)

•   Какие птицы улетают зимовать в теплые края?

(Журавль, лебедь, утка, трясогузка, кукушка, соловей, скворец.)

•   Зачем журавлю длинные ноги?

•   Зачем клесту крестообразный клюв?

•   Какая птица охотится ночью?

•   У какой птицы зимой появляются птенцы?

•   Какую птицу называют самым лучшим певцом?

•   Какую птицу называют «ледоломкой»?

•   Какую птицу называют «лесной газетой»?

•   Каких птиц называют «березовыми птицами»?

•   Птенцы, каких птиц умеют плавать с первого дня жизни?

•   Какая птица подкладывает свои яйца в гнезда других птиц?

•   Какие птицы умеют подражать голосам других пернатых?

•   Какие птицы танцуют весной?

Закончи  предложения

Воробей    маленький,    а    журавль…

Ворона большая, а синица…

Сова спит днем, а охотится…

У синицы хвост короткий, а у трясогузки…

У дятла клюв длинный, а у снегиря…

Утка серая, а лебедь…

У синицы клюв тонкий, а у дятла…

Ворона большая, а воробей…

Снегирь малоподвижный, а синица…

 Клест нарядный, а воробей…

Синицы высиживают птенцов летом, а клест…

 Если снегирь мало двигается, то он какой? (Малоподвиж ный.)

Если у синицы черная голова, то она какая? (Черноголовая.)

 Если у сороки белый бок, то она какая? (Белобокая.)

 Если у сороки черный хвост, то она какая? (Чернохвостая.)

 Если у снегиря красная грудь, то он какой? (Красногрудый.)

 Про кого из зимующих птиц можно сказать:

мой (клест, дятел, снегирь, воробей, голубь),

 моя (ворона, синица, свиристель, овсянка),

мои… Вы запомнили, кто как поет?

Почему в народе говорится:

•   Лес без птицы и птицы без леса не живут.

•   Знает птица, что без Родины не годится.

•   Всякая птица своим пером гордится.

•    Всякая птица по-своему поет.

•   Всякая птица своим клювом сыта.

•    У каждой пташки — свои замашки.

•    Воробей сразу на взлет, а грачу разбег нужен.

•   Вороне соколом не быть.

•    Вороненку гнездо — родимая хата.

•   Мала синичка, да коготок остер.

•    Немного синица ест, пьет, да ве село живет.

•   Сорока без причины не стрекочет.

•   Сорока весть на хвосте принесла.

•   Пируют в ночи совы да сычи.

•   Воробьи под кровлю, а совы на ловлю.

•   Кабы куст был не мил, соловей гнезда не вил.

•   Соловей берет пением, а чело век— умением.

•   Соловей месяц поет, а ворона круглый год каркает.

•   Кукушка кукует, по дому горю ет.

•   Сколько кукушка ни кукуй, а к зиме улетать.

•   Лебедь по поднебесью, мотылек над землей — всякому свой путь.

•   Полетели лебеди, понесли на крыльях зимушку.

•   Грудь лебединая, походка павлинья.

•   Журавль прилетел и тепло при нес.

•   Журавль высоко летает, а от реки не отлетает.

Игра в слова

Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее воробью (вороне, дятлу, синице… утке).

Объясните выбор каждого слова.

Словарь: курлычет, маленький, бойкий, лес, серая, летает, ловкая, красногрудый, плавает, проворный, крякает, город, прыгает, неунывающая, болото, серая, чирикает, смелый, всеядная, умная, дупло, большая, бойкая, скворечник, непоседливая, длиннохвостая, веселая, стрекотуха, «ледоломка», хищная, белоснежный, белобока, длинноногий, каркает, маленькая, танцует, проворная, ныряет, охотится, зимующая птица, пролетная птица, перелетная птица…

Комментарий для взрослых: После игры для активизации памяти и речи детей можно предложить им следующие задания:

Вспомните, некие слова, подходящие воробью (вороне, дятлу, синице… утке), вы слышали?

Были названы различные слова. Одни описывают птиц и отвечают на вопросы «Какой?», «Какая?» — это слова, обозначающие признаки, другие отвечают на вопрос «Что де лает?» — это слова, обозначающие действия, третьи отвечают на воп росы «Кто это?», «Что это?» — это слова, обозначающие предметы.

А теперь давайте еще раз вспомним и назовем:

«Кто, какой?» (воробей, ворона, дятел, синица… утка);

«Кто, что делает?;

«Кто, где живет?

Учись сравнивать.

•    Где зимуют синица и трясогузка?

(Синица в наших краях, тряс гузка улетает на юг.)

•   В какое время суток добывают себе корм ворона и сова?

 (Ворона — утром и днем, а сова — ночью.)

•    Кто раньше улетает на юг — трясогузки или утки? Почему?

 (Трясогузки улетают в конце лета, когда становится холод нее, насекомые прячутся; а утки улетают, когда начинают замерзать водоемы, до этого времени корма им хватает.)

•   Какой клюв у дятла и у клеста?

(У клеста — крестообразный, у дятла — большой, крепкий.)

•   Чем питаются зимою снегири и клесты?

(Снегири — семенами растений и ягодами рябины, клесты — семе нами еловых и сосновых шишек.)

•   Чем питаются зимой свиристели и снегири?

(Ягодами рябины, семенами растений.)

•   Чем отличаются гнезда кукушки и соловья?

(Кукушка не вьет гнезда.)

Четвёртый лишний.

Выделите лишнее слово, объясните свой выбор:

•   медведь, дятел, лось, барсук;

•   сорока, скворец, курица, журавль;

•    ворона, синица, воробей, соловей;

•   синица, скворец, трясогузка, утка;

•   сова, снегирь, дятел, сорока;

•   воробей, соловей, ворона, кукушка

 (не вьет гнезда);

•   сорока,  синица,  клест,

(появляются зимой птенцы)

Рассказ – описание по плану.

1.   Как называется птица?

2.   Внешний    вид, особенности строения  частей тела  (клюв, хвост и т. д.).

3.   Чем питается? (На кого охотится?)

4.   Где проводит зиму? (Зимующая, перелетная, пролетная.)

5.  Дополнительные сведения о повадках, образе жизни птицы, известные детям.

Добавить комментарий